Сегодняшнее наше интервью с Юрием Маркеловым: композитором, пианистом, аранжировщиком и педагогом. Юрий Николаевич, что особенно интересно, является автором как симфонической, так и популярной музыки. Послушать его композиции вы можете здесь: http://www.musichunt.pro/user/audio.htm?id=1355, а также посетив его личный интернет-сайт: http://compose-lessons.narod.ru
Юрий Николаевич, здравствуйте! Для начала расскажите немного о себе: как получилось, что вы занялись музыкой? Почему выбрали в качестве основного направления композицию, а не исполнительство?
Меня родители, как многих детей, отдали с 6 лет в музыкальную школу в городе Волгограде. С 10 лет я начал писать музыкальные этюды для фортепиано, не знаю почему. И уже после окончания музыкальной школы и 8 классов общеобразовательной школы, я поступил в Волгоградское училище Искусств на отделение теории музыки. Там и началось серьёзное изучение теории музыки и исполнения на фортепиано. Писал много произведений для фортепиано в стиле Грига, а венцом моего творчества был концерт для двух роялей, подражание Рахманинову, Григу. С этими произведениями я и поступил в Новосибирскую консерваторию на факультет композиции к профессору Иванову Г.Н. Исполнительство мне не нравилось с самого начала карьеры, хотя я и выступал как пианист.
Вы писали музыку к художественным фильмам, спектаклям. Это был интересный опыт? В чем особенность сочинения такого рода музыки?
Я написал много музыки для кино, театра. Очень интересный опыт для композитора, когда тебя ломает режиссер и предлагает свое видение музыки. Также интересно писать музыку по раскадровке, где даётся конкретный метраж для определённых сцен. Это мобилизует мозг, и ты раскрываешь в себе новые способности: не так просто, например, написать 14 секунд определённой музыки.
Нравится ли вам экспериментировать со стилями? Например, совместить классику и рок, этническую или электронную музыку?Очень нравится экспериментировать со стилями. Люблю сочетать симфоническую музыку с роком, даже с поп-музыкой. В этом стиле написан мой инструментальный альбом "Мой любимый мир".
Можно ли сегодня в России зарабатывать сочинением классической музыки? Куда податься молодому композитору?
Нет. Это большая проблема для молодых композиторов. Каждый ищет свой путь. Для меня это аранжировки, переложения, педагогика. А в молодости я играл в ресторане. Вообще есть интернет, где начинающий композитор может показать себя, минуя всякие худ.советы, унижения и лишние траты.
Классическая музыка в России и странах бывшего СССР всё-таки ориентирована на довольно узкий круг людей. Этот узкий круг во многом устал от традиционных классических произведений: музыка на сцене становится более изощренной и сложной для восприятия и, соответственно, еще больше отпугивает простого слушателя. Обычные же люди ходят в лучшем случае на большие концерты популярных симфонических составов, камерная музыка не так развита как на Западе. Получается что, места в симфонических оркестрах ограничены, аудитория слушателей современной музыки — тоже. Как, на ваш взгляд, в наше время быть исполнителю, чтобы музыка позволяла нормально зарабатывать на жизнь, не уезжая из родной страны?
Много любителей и слушателей симфонической музыки не будет никогда. Если на классику приходит мало, то что говорить о современной музыке со сложным музыкальным языком. Но я всё равно люблю этот жанр и пишу инструментальную музыку. Что касается исполнителей, которых выпускают музыкальные заведения, то это действительно проблема. Я не знаю, что сказать по этому поводу: наверное, стараться участвовать в конкурсах, прослушиваниях.
Расскажите немного о техниках сочинения музыки, которые используете? Как вы относитесь к таким экзотическим способам, как использование математических формул или графического метода?
Я не могу объяснить как рождается музыка. По-разному: за роялем, во сне. Если есть текст, то за столом и т.д. Вполне возможно и вычисление музыки, как вы сказали, по математическим формулам — всё индивидуально. Такие композиторы есть, и это интересно.
Насколько необходимы практика сочинения камерной или симфонической музыки, навыки оркестровки и т.д., например, в рок-музыке или джазе? Чем они могут помочь музыкантам?
Любое музыкальное образование всегда помогает любому музыканту. Это здорово, если рок или поп исполнитель вооружен знаниями оркестровки, гармонии, контрапункта. Но главное — это, конечно же, ТАЛАНТ. А знания можно приобрести в процессе созидания музыки.
Можете ли вы назвать формулу или рецепт музыки, так сказать, обреченной на успех у публики, независимо от конкретного стиля?
Такой формулы нет и не может быть. На себе лично проверял много раз. Пишешь, так сказать, "нетленку" для народа, тратишь столько сил, а люди не обращают на это внимание, и в тоже время произведение, которое ты хотел выбросить в корзину, приносит успех. Что это, я не знаю!
Вы не только композитор и исполнитель, но еще и педагог. В чем особенность вашей методики преподавания. Чему вы учите?
Особой методики нет. Всё исходит от ученика. Я стараюсь найти его изюминку и подсказать, что с этим делать. Ну, и изучение гармонии, полифонии... Работа над интонацией, развитие музыкального материала, кульминация и многое другое.
Ну и напоследок, пожалуйста, поделитесь вашими творческими планами. Чем вы занимаетесь в данный момент?
Я пишу новый инструментальный альбом. Как раз сочетание симфонической музыки с различными стилями. И ещё работаю над вокальным циклом на стихи великолепного поэта — символиста Николая Агнивцева.
Что ж, Юрий Николаевич, спасибо вам за интересное интервью, и желаем вам творческих успехов!
Спасибо, и всего доброго!
Некоторые из произведений Юрия Маркелова
Музыка. Ю.Маркелова слова. В.Тушновой."3 часть из вокального цикла". Исполняет И.Маркелова.
Композитор Ю.Маркелов, "Старая любовь". Исполняет Э.Бабаев.
Музыка Ю.Маркелова слова А.Королёва, "Серенада". Исполняет Д.Веселов.
Композитор Ю.Маркелов. Отрывок из нового альбома "Прикосновения к роялю" (2010г).
Композитор Ю.Маркелов. Симфоническая сюита из кинофильма "Верю, надеюсь, люблю".